Формат:
42

2020.02. МОРОЗ. Или в Карелию за снегом [авто]

Зима не балует ни меня, ни моих друзей, живущих в средней полосе России.
И это уже не первый год.
То ли Грету слушать, то ли на лошадь пересаживаться, и не поймешь.
В общем, решили мы с ребятами посмотреть зимой сугробы, поморозить ж.жжи.дж.джипы в Карелии.
Решили еще летом 2019, а поехали в феврале 2020

Как обычно это все бывает. Собиралось поехать 4 машины и 10 человек, а поехали две и три мальчика.
Программа минимум — снег и мороз, снег и мороз.
Вот и мы, выехали из Зеленограда при -15С, рассчитывая увидеть настоящую русскую зиму, да проверить Webasto, которое поставил специально перед поездкой (читайте тут), да посмотреть что из себя представляет австралийская подвеска TERRAIN TAMER (о том как ставил читать тут)
В общем, сложил пожитки, зимние спальники, палатку, Беркут Р24, Огриль, консервы мясо-каша-голубцы от Бериложки, дождался из Пушкино друга Андрея и мы пошли на Питер
Первым делом решили не идти на соблазн скорости и отсутствия трафика на платной трассе (точнее не платить держимордам) и, залившись дома в пару Стенли чаем и кофе, в прикуску с котлетами отправились в путь.
Суббота.
Выехали в 11:30 из Зеленограда.
Никакого трафика нет, температура утром была -15, и стала повышаться по мере приближения к Питеру.
Тогда с Андрюхой мы еще не знали, какой сюрприз нам готовить любовь Греты…ну, Природа…
Потратив 9,5 часов на дорогу мы не стояли ни в одной пробке (ни в Волочке, ни в Новгороде, нигде).
Один раз заехали на заправку- долить дизелька, писали только в теплых туалетах, кофе пили свое, тоже экономили.
Мой лендкрузер обут во всесезонку NOKIAN ROTIIVA AT PLUS 315/70-17
Выбор пал на колеса из-за хорошей цены в этом размере.
Так же резина NOKIAN ROTIIVA AT была протестирована летом 2019 на Хайлаксе (Тойота Россия), на котором мы прокатили 12000 в Турцию. Колеса понравились, по этому и появились на моем крузаке.
Два слова — трасса вся асфальт, местами мокрый.
Резина, думаю, не справится с сильным льдом. А в условиях умеренной зимней и межсезонной эксплуатации в городе и на трассе — вполне себе. Отрабатывает свои деньги честно.
Быстро ездить зимой на ней я бы не стал! Хоть на боковине есть значки «горка» и «звездочка»

Два литра кофе и два литра чая на двоих за 9,5 часов дороги — очень даже.
Особенно, если штурман опытный, угадывает по глазам — подать чай с конфетой, открыть банан или почистить мандарин.
Отобедали уже во второй части пути в деревне Мясной бор (кафе справа на въезде в деревню, если ехать из Мск). Обедаю там всегда, качеством и ценой очень доволен.
Друг Витя, активный участник Команды ЛС78 (в инстаграме teamls78, спокойно делал свои дела в Спб и поджидал нас уже поздним вечером.
Геолокация, присланная на вацап привела нас почему-то прямиком к дворцовой площади, где мы хотели остановиться на фото, но пока я брал в руки телефон, сзади подъехали с мигалкой и кряколкой и быстренько нас прогнали из красивого места. Нефиг туристам делать на Дворцовой, ну так и получилось.
Почему ссылка привела нас не к Вите домой, а прям в сердце города — не ясно. Уточнив адрес уже по обычной смартфоновской нафигации едем к Вите и совершаем вторую попытку «сфоткаться в Спб». ФИГУ! Тоже сразу подбегают. Фото некачественное, благодаря доброму отношению к туристам.
Витя встретил как родных. Обнимались, пили чай, ели жаренную индейку с овощами, разговаривали разговоры. Наклейки, напечатанные для этой поездки решили не клеить, было -4 градуса. Отвалятся же. Мне уже давно все равно где спать, и как. В любых гостях засыпаю и сплю.
Утром, позавтракав, отправляемся в близстоящий супермаркет, отовариваемся ребятам почему-то не продают шампанское, ах эти ограничения по возрасту, ой, по времени.

Рвем когти из Питера, заливаем дизелька. Термосы заправлены еще дома.
Всего-то 200 км от культурной приветливой к туристам столицы и мы у ШХЕР, местных скал, врезающихся большими каменными утесами в Ладожское озеро.
Температура 0С. Поехали искать мороз и снег.
Снега в лесу от силы 15 см. И это начало февраля!
Кстати, подвеска TERRAIN TAMER выставлена в первый рабочий режим, обозначенный на крутилках «1»
решили ничего не менять ни на трассе, ни в пампасах.
Так как сразу и не поймешь. Наблюдаем.
На трассе машина лишилась кренов (Андрей владеет стандартным Прадо), на вылетных выездах на скоростной трассе — машина не клюет и не валится на бок, на круговой перекрестке Андрей просто заявил «Охр…Ох как хорошо, я на своем бы так не смог».
Подтверждаю его слова, штатная подвеска более вялая и не так резко и хорошо реагирует.
В общем, плюсы есть. Ну как и по погоде.
Температура уже +1С
У Вити установлен уже второй год кунг КДТ. Есть один вопрос — немного рвется штатное железо под кунгом, слишком тонкая жестянка. Но кунг выглядит очень четко, для этой машины подходит.
У Вити в кунге тоже Беркут Р24 (который он у меня отжал в поездке к Дольменам осенью 2018) и маленькая сумочка личных вещей. У Вити сделан спальник в салоне пикапа. Одноместный. И его очень устраивает!
Конечно, Карелия наскоком не очень хороша. Карелия требует внимания. На поездку у нас было выделено не очень много времени, поэтому шли по точкам.
Реально, торчали на горе часа два. Красота, тишина.

Снега практически нет, аккуратность лишь просят покрытые снегом и льдом местные камни.
Я понимаю, что нужно приезжать сюда в теплое время года.
Брать палатку, гитару, Бону и зависать тут хотя бы три дня никуда не спеша и не рыпаясь.
Наверняка, с берега тоже есть какая-то рыбалка.
Так как у воды всегда предательски хочется ухи.
Возвращаемся к машинам, заточив запас печенья и содержимое термосов.
Решаем посмотреть что там у Вити с давлением, 120/80 или какое-то другое?!
Оказалось все по стандарту
2.2.атм
Компания Беркут на Драйв2, при покупке через фирменный сайт есть моя личная вип-карта со скидкой 15% — указывайте номер карты в комментарии к заказу.VIP 20160555
У меня 35″ колеса и я выбрал себе компрессор 24ку.
Витя заимел такой же компрессор, так как постоянно что-то накачивает — лодки, колеса для квадриков, даже что-то красил пулевизатором с помощью 12В-компрессора.
На Шхерах было +1С и мы практически не замерзли, слегка подрумянились щеки.
Консервы решено было оставить на потом, так как у Вити была еще одна коронка — кафешка АКУЛОВКА, при одноименной форельной ферме, с пельменями и финской ухой.
В общем, рванули туда и не пожалели.
Отобедав ухой и пельменям с красной рыбой мы поехали уже к месту ночлега, который был определен букингом в окрестностях Сортавалы.
Около 3000 рублей за домик на шестерых с сауной. Нас было трое, по этому каждый изображал из себя барина в собственных апартаментах.
Конечно, вечером был О-гриль. Специально не показываю ЧТО мы там готовили, а то будете от зависти отписываться еще :))) (скидка на О-гриль тоже есть, 7% — промокод ЛС78) Трескали барбекю и болтали часом до двух.
Ребята выпили по банке пива, но и то так, половина была вылита в сауне на камни.

Вы знаете, что такое холостяцкий завтрак?
Это когда из холодильника достается и готовиться практически все, потому что не известно когда и где будет обед.
В общем, плотно завтракаем.
Пока варю кофе — запускаю Вебасту.
Да, мороза нет, но все равно пока снег и зима, да и теплая машина гораздо приятнее холодной.
Снова два термоса наполняются чаем и кофе.
На троих-четверых, кстати — дневная норма 2л в термосе горяченького.
Не много и не мало. Иногда оставался вечером кофе, но по тому что Андриус пил его сам и никому не давал.
Ночевали вблизи Сортавалы.
Утром выдвигаемся в Рускеалу, посмотреть мраморный карьер и пару местных водопадов.
Трафика нет, местные машины водят достаточно аккуратно, а извилистые карельские дорожки не дают никому гонять (это вам не извилистые кавказские!)
Водопады особо не впечатлили. Единственный плюс путешествия в будни — отсутствие людей.
Летом тут многолюдно, а в выходные даже тесно.
Сувенирная лавка у водопадов — вроде бы забита, а купить нечего.
Нет интересного. Не в обиду местным сувенирщикам — сделайте реально что-то классное, а не выжигание лазером на фанере за 2000 рублей.
Так же и про магниты.
Нашел только набор открыток природы Карелии — он классный, купил аж три набора — все отправил подписчикам инстаграма (@ls78.ru)
Неспеша добрались до Рускеалы.
Информации про это место в интернете полно, не буду грузить и копировать.
Еще раз — соберетесь посещать эти места — ТОЛЬКО В БУДНИ!
Новая парковка огромна. Представляю, что тут летом.
Летом тут совсем другой вид. Я бывал тут лет 10 назад, зимой все выглядит по другому. Нет этого цвета воды и какого-то умиротворения. Серые краски.
Кстати, на улице +2, накрапывает дождик…поехали искать снег и мороз, называется!
Перешли на вторую часть карьера — который называется Итальянским. Тут добывали мрамор сорта Император.
Эта часть Рускеалы впечатлила гораздо сильнее. Нереальная красота. Начинаешь представлять, как тут ломало всё и плавилось, что бы получился этот слоеный «наполеон». Мрамором из этого карьера сделаны две станции метро в Санкт-Петербурге и Казанский собор.

Далее мы оправились к водопаду Белые мосты
Завернули модно пообедать в кафе «Точка на трассе»
Порции значительно меньше чем в Акуловке, а цены дороже в два раза.
Если есть деньги — можно смело заезжать. Если цель экономить — проезжайте мимо.
На парковке кафе было пару свежих мерсов, которые доносили нам об экономике этого места.
Но мы же исследователи 🙂
Современный интерьер, музыка, очень приветливый персонал…но картошка на гарнир за 180 рублей явный перебор.
Во второй половине дня добрались о съезда с трассы к Белым мостам.
Витя, как местный, шел впереди. Мы периодически перешучивались в рацию мидалнд, которые у меня уже третий год исправно работают.
Дорожка сначала идет по уверенной грунтовке заваленной снегом. Проглядывается свежая колея от одной полноприводной машины.
Кстати, первый и последний раз в этой поездке начался красивый снегопад. Температура за бортом поднялась до +3С. Витя врубает полный привод, на своем суперселекте ловко идет по снежнику. Мы едем за ним спокойно.
Грунтовка заканчивается через 10 км, впереди еще 5 км офффроуда посложнее.
Начинается буераки, промоины, замерзшая осенняя колея с осени…
Витя идет на полном газу на 1-2 передаче, мне же 35ые катки позволяют спокойно преодолевать канавы и ручьи и не переживать за кочки. Подвеска Террайн Тамер работает, делает свое дело. Шины Ротиива АТ справляются тоже.
Подъехали в Белым мостам. Я здесь первый раз.
Подозреваю, что местные на уазиках катают сюда владельцев пузотерок от трассы — без полного привода сюда не заехать.
Стоит окультуренный навес. Наверняка, что-то еще и продают. В общем, за дикой природой сюда.
Летом есть где поставить палатки. Главное, увозите мусор свой и тот, который оставили невоспитанные туристы.
У водопада тоже можно пару часиков «повтыкать» — мозги хорошо прочистятся.
А у нас уже темнело и мы поехали в сторону Петрозаводска, где по букингу нашли небольшой и недорогой коттедж, тоже с сауной.
Сауна оказалось очень приличной, грела прекрасно, не то что в первом домике. Нашли красивую отворотку в заснеженный лес. Глубина снега порядка 20 см и наличие двух автомобилей с троссами — идеальный повод свернуть.
Единственное, о чем пожалели, ни у меня ни у Вити на машинах нет дополнительного света. В такой красоте он был бы очень необходим.
Снег идет, температура +3С Добрались до Петрозаводска уже после 22:00
Хозяйка по телефону запустила отопление и сауну, открыла домик.
Пока ребята делили комнаты кто где будет спать, я пошел на свежий воздух и за пару минут запустил Огриль
Первая и самая лучшая закуска на гриле — это шампиньоны в подсолнечном масле и соли.
Готовятся на чугунной решетке быстро и очень вкусны!»
Раз вчера мы пировали запеченной рыбой в фольге (проговорился), то сегодня у нас объявлен — мясной ужин. Снова за долгими разговорами и периодическим походами в сауну (находилась в домике), вечер пролетел незаметно.
Гитарки не хватало. Андрей сказал не брать, так как побоялся, что инструмент на морозе потрескается.
И я побоялся холода и не взял. А холода и нет. За окном был НОЛЬ, кружился легкий снежок, в домике было тепло, мы спали

Наше путешествие было плавным, не подразумевало никаких особых сложностей и испытаний.
Мы ехали за снегом и морозом, а приехали в +5 и дождь. Утро троих мужчин-мальчиков требовало решительных действий. Завтрак всегда готовил я! Яичница, бекон, кофе, бутеры с сыром. Ели плотно.
Так же каждое утро заливал два термоса STANLEY (у меня они по 2 литра) — черный для кофе, зеленый для чая.
Думаю, завести третий, красный или синий. Что бы один термос был для черного чая, а другой для зеленого.
В общем, ништяками постепенно обрастая. А «стенли» доказал свою профпригодность уже в нескольких моих выездах посложнее.
Ночевали мы в Петрозаводске в приличном новом домике с хорошей сауной.
Уборка домика стоила отдельно (арендодатели пытаются демпинговать на букинге, взимая отдельные деньги за уборку «потом»). Мы сами все убрали, вымыли посуду, подмели пол.
Детей с нами не было, мусору и грязи не натаскали.
Да, мы не бухаем.
Путешествуем культурно, что и вам советуем.
Кто хочет путешествовать так же, добро пожаловать в мою команду @teamls78
(смотрите инстаграм). Мы за дружбу, вкусный чай, красивые виды и песни у костра. Бухать — не про нас.
Итак, утро, сборы, уборка.
Провозились мы славно и отправились, пожалуй, на самый попсовый и заигранный карельский водопад — Кивач.
Здесь я был в 2008 году и к водопаду вела оффроудная дорога, а что бы его посмотреть, надо было еще по камням полазить. Кстати, водопад можно наблюдать в первой части моего фильма «Тайный берег»(о экспедиции на Кольский)

Сейчас все окультурено, сувенирные лавки, деревянная архитектура, чайные…но не сезон, все пока спит вместе с владельцами в ожидании трафика.
На парковке было три машины. На тропинках встретили парочку, которые не выпускали из рук селфи палку. Толи это был их первый совместный выезд, то ли диагноз…но их прогулка выглядела так. 10 метров идут, начинают позировать с селфи палкой, следующие 10 метров, снова слефи-палка… нам это было непонятно, быстро их обогнали и пошли смотреть водопад.
Естественно, спуск к самой зрелищной точке был перекрыт перилами и табличкой с надписью «штраф за проникновение». Но кого это останавливает, особенно, если ты приехал из Москвы. А так — все культурно, дорожки, перила, подписанные деревья. Представляю, что здесь творится летом.
Водопад, конечно, хорош, но при том условии, что вы не видели водопадов Исландии и Виктории в Зимбабве.
Помедитировать, конечно, надо ехать к Белым столбам (из предыдущей части), тут стало уже слишком окультурено и опопсовлено. Я голосую за другой отдых, по этому, слишком зализанные и культурные места, увы, не для меня. Я голосую за «уехать подальше».

После Кивача покатались по красивым карельским сосново-еловым лесам. Глубина «сугробов» — 15 см.
ФЕВРАЛЬ. Что же творится с погодой?!
Решили заночевать в лесу, пожарили на Огриле индейку, я даже палатку успел достать, расстелил коврики и спальник (у меня до -25С комфорт)…у Вити в Л200 оборудован спальник на одного в салоне, быстро разборный, ему очень удобно. У меня в машине тоже есть самодельный, но пока ковырялись…НАЧАЛСЯ ЛИВЕНЬ В ФЕВРАЛЕ. Настоящий ЛИВЕНЬ.
Такой подставы никто не ожидал.
Пока я все паковал обратно, Витя нашел небольшой недорогой домик на полпути до Питера и мы решили двинуть туда. Вот так вот, не понадобились ни спальник ни палатка…значит, в другой раз.
У мена на тесте оказалась помпа для топлива SMART POWER SP-2010ep c длинным шнуром питания от 12В от компании БЕРКУТ Такой же помпой только на батарейках я пользовался в своих мотопохождениях по Южной Америке (когда-нибудь опубликую), сейчас было интересно затестить калитку под канистры
Ну и как можно без напряга, залить канистры на заправке, а потом, открутить крышку у канистры, вставить помпу и заправить машину! Не таская канистры и не пачкая салон!
БИНГО! Мой план сработал. Наконец-то! Случилось то, о чем я так мечтал! У меня есть калитка, две канистры (их потом украли в Химках), помпа для перекачки. Даже Витя подогнал тачку и попросил немного заправить его, что мы с радостью и сделали.
Двадцати литровую канистру помпа перекачала мне в бак за 1,5 минуты. Спину рвать не надо, пачкаться тоже, никаких тебе воронок и т.п!
Да, с упаковкой после использования пока не ясно, я протираю влажной салфеткой штуцер, а остатки из шланга самотеком текут в бак, если поднять помпу над головой. Помпу убрали в коробку и она не пхала в салоне (думаю, смастерить тубус из канализационной серой трубы, будет самое то!)
Конечно, возить две канистры с топливом по Карелии смысла нет, невелики пробеги без заправок. Но настоящий путешественник ВСЕГДА должен иметь запас топлива, хотя бы 10 литров. Да, по трассе канистры едут в калитке пустыми, а уже на сложный участок можно и залить.
(например, в августе 2019 на Алтае на поездку к Южному берегу Телецкого озера у меня было пару канистр, так как заправки там нет, а на одном баке такую вылазку не совершить. А заправляться на гаражных заправках в деревнях может выйти серьезным боком для ТНВД и вообще).
Далее стали выезжать из леса, да дорогу преградило упавшее дерево. К такому повороту были не готовы — бензопила дома.
Стали разворачиваться…ну я новой калиткой и приложился в дерево :)) Хорошо, что бампер и калика железная. Чуть-чуть потеряла форму. БУДЕМ ЧИНИТЬ :)))
Если бы не было силового бампера — хана пластику и задней двери точно. Бампер в который раз отработал потраченные на него деньги. К вечеру прошли Лодейное поле и остановились в неплохом гостевом домике. но уже без сауны.
Была отдельная баня, которую тоже нужно было заказывать и оплачивать отдельно, но мы уже наигрались в предыдущие дни, решили обойтись без бани.
Ночью был снегопад. Утром легкий морозец. Витя побежал заводить машину на прогрев, а я же нажал волшебную кнопку на пульте Вебасты и потом уже пришел в теплую машину.
За последний день путешествия нам нужно было добраться до Питера, что мы неспешно сделали к 15:00.
Покушали у Вити дома, заехали к моему другу Александру в ИНСТРУМЕНТЫ BAHCO (пощупали новенькое) и с Андрюхой в два руля докатили к шести утра по БЕСПЛАТНОЙ трассе до Зеленограда. Кстати, снова заправили термосы на обратную дорогу.

Если посчитать по 3 кофе/чая на каждого (если бы покупали по дороге), это шесть порций по 150 рублей.
А ЭТО УЖЕ ТЫЩА! Плюс проезд по платной дороге — ЕЩЕ ТЫЩА. Итого, мы сэкономили три тысячи по дороге в Питер и три тысячи обратно. ИТОГО — ШЕСТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. А это уже, представьте, два полных бака ПРАДО и половина пробега от нашей поездки. (на круг вышло примерно 2500 км). В общем, казалось бы два термоса…а экономия с одной поездки больше 1000 рублей, это я еще не считаю четыре дня по Карелии, где тоже на каждом углу есть чай и кофе с собой.
Что нужно купить каждому автотуристу в первую очередь — термос. Скажете спасибо. Тем более, их сейчас великое множество, как по цвету, так и по формам. Главное, не покупайте дешевку — не будет работать!

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
Карелия очень пригодня для несложных путешествий с семьей и друзьями. Дороги очень хорошего качества (асфальтные). Огромный выбор отелей, мотелей и гостевых домов по доступным ценам (есть и премиум сервис).
Отправляясь отдыхать компанией, можно конкретно экономить на жилье, заселяясь в очень приличные апартаменты с кухней, сауной, горячей водой и свежим бельем. Конечно, в сезон придется бронировать все за пару дней, так как спрос будет все-таки высоким и лучшие предложения будут быстро расходиться. А вот в межсезонье (ну вот как мы съездили) — выбор большой.
Маршрут вокруг Ладожского озера приятен, интересен для знакомства с природой Карелии. Можно не брать с собой горелок, продуктов, палаток и прочего. Все проезжабельно на обычных седанах, если не углубляться в деревни или в леса, где понадобиться полный привод.
Придорожный сервис развивается, предлагая разнообразия меню и сувениров на разный уровень достатка.
Смело выезжайте в Карелию на 3-7-10 дней, есть чем заняться, что посмотреть и где погулять.
Мы пробежались по верхушкам, не нашли мороз и снег, но встретили очень много приятных людей и напитались хорошей энергетикой. В общем, Карелия в списке рекомендованных к посещению мест!

Моя машина с недоделанным сход-развалом показала себя очень хорошо. Подвеска TERRAIN TAMER от 4х4спорт.ру отработала первые три тысячи километров. Машина острее рулится, лишена кренов и раскачки. Прадо — король круговых перекрестков на скорости 80км/ч. Андрей, как владелец штатного дизельного Прадика — в глубоком шоке от работы этой подвески. В сл.поездке меняю настройки подвески и смотрю что будет — обязательно расскажу!

Отельное спасибо моим напарникам по поездке — Виктору и Андрею! Было весело, тепло и дружно!
Сейчас прошло уже две недели после Карелии, я езжу по сервисам на диагностику и составляю предварительную смету ремонта своего любимого Прадо Арктиктракс, о чем подробно расскажу в следующей публикации в ближайшее время. Спасибо за внимание!

Сергей Лысенко
февраль 2020